П. Друкер. Энциклопедия менеджмента. Менеджмент

П. Друкер. Энциклопедия менеджмента. Менеджмент

Это заметки и местами “вырезки” из первой части книги П. Друкера “Энциклопедия Менеджмента”.

Что такое менеджмент? Зачем он нужен? Какой бывает? Из чего состоит? Какие проблемы решает? Как решает? Отличия в менеджменте в организациях разного типа… Очень много примеров из практики.

Эту часть читал не очень внимательно, особенно последнюю треть. Интересно посмотреть на организации в которых мне пришлось поработать сквозь призму этих знаний. Далее выжимка первой части…

Самые сложные проблемы управления лежат вовсе не в сфере технологий или политики. Источник этих проблем – внутри организации.

Когда то давным давно, когда еще не было больших организаций, не было и проблем с управления рабочими. Например, на фабрике Ф. Энгельса были только бригадиры, которые следили за порядком в своей небольшой группы. Большой организацией можно было назвать только армию. Поэтому, не удивительно, что первые модели управления в организации были позаимствованы из армии. Такую модель можно охарактеризовать наличием нескольких руководителей высшего звена и армия рабочих, которой они управляют. Но это модель не была статичной и постоянно изменялась. Со временем стал расти уровень образованности работников и стали появляться отделы. Если раньше объем выполненной продукции зависил от количества рабочих, то теперь он стал зависеть от научной составляющей, т.е. стали работать “с умом”. Появилась потребность в управлении рабочими с самыми разными знаниями и умениями.

Любая организация(коммерческая фирма, церковь, больница,…) быстро приходит в упадок, если становится невосприимчивой к инновациям. Любая новая организация терпит крах, если в ней не обеспечивается должный уровень управления.

Менеджмент базируется на нескольких важных принципах:

  1. Менеджмент касается человека, и только человека. Задача менеджмента – обеспечить совместную и эффективную работу людей, давая им возможность реализовать в максимальной степени свои сильные стороны и нейтрализуя их недостатки.
  2. Т.к. главная задача менеджмента связана с интеграцией людей в единое предприятие, то менеджмент нельзя отделять от культуры общества
  3. Предприятие не достигнет успеха, если его сотрудники не будут стремится к общим целям и разделять общие ценности
  4. Менеджмент должен давать возможность роста и развития как предприятия в целом, так и каждому из его работников в отдельности по мере изменения потребностей и появления новых возможностей
  5. Деятельность организации должна основываться на обменен информацией и на индивидуальной ответственности. Т.е. каждый работник должен донести до других свои обязанности и уровень ответственности. И он должен знать тоже самое о своих коллегах.
  6. Реальные результаты деятельности организации проявляются только вне этой организации. Результат любой организации – удовлетворение клиента

Главная задача руководства – это  четко и доходчиво предоставить своим сотрудникам цели и миссию организации. Только в этом случае “люди на местах” смогут правильно принимать решения, сочетающиеся с этими целями. А что бы говорить о целях и миссии может быть только одна отправная точка – это потребитель. Именно потребитель определяет сущность бизнеса.

Много написано на тему какие вопросы должно поставить перед собой руководство и как их решать. Задачи маркетинга, инновации, в сфере ресурсов, в сфере производительности, в социальной сфере, минимально необходимой прибыли.

Маркетинг и инновации считаются базовыми для формулирования задач. Именно в этих двух сферах фирма видит результаты своей деятельности. И потребитель платит за эффективную работу фирмы именно в этих направлениях.

Если сравнивать  коммерческие и некоммерческие организаций, в разрезе задач менеджмента, то это сравнение явно не в пользу первых.  

Для большинства менеджмент – это менеджмент бизнеса. Но это не так. Например, “государственное управление” это то же менеджмент. Различия наблюдаются в терминологии. Задачи и проблемы во многом схожи.

Менеджмент зависит от структуры организации. Единственной правильной структуры нет, но существуют некоторые общие “принципы” организации:

  • организация должна быть прозрачной, т.е. сотрудники должны знать и понимать структуру организации, в которой они работают.
  • обязательно должно быть лицо, принимающее конечное решение в сфере своей компетенции. И должен быть кто-то, кто берет на себя руководство в кризисной ситуации
  • каждый работающий должен иметь только одного “начальника”. Отсюда можно вывести еще один принцип – организация должна строится “по горизонтали”

Менеджмент существует ради результатов, которых учреждение достигает во внешней среде. Менеджмент должен определять, каких результатов необходимо достичь; менеджмент должен мобилизовать ресурсы организации для достижения этих результатов. Менеджмент предназначен для того, чтобы любая организация — коммерческое предприятие, церковь, университет или приют для женщин, подвергшихся насилию, — могла достичь запланированного результата во внешней среде, за пределами организации.

Кроме высшего руководства в структуре присутствуют менеджеры отделов. По определению, менеджер отвечает за вклад своего звена в результаты деятельности вышестоящего  подразделения  и  предприятия  в  целом.  Таким  образом,  его  деятельность  направлена  по

восходящей, а не наоборот. Это означает, что цели деятельности каждого менеджера должны определяться его вкладом в результаты деятельности вышестоящего подразделения. Такое положение требует, что бы каждый менеджер сам выработал и установил цели своего подразделения. Вышестоящее руководство должно, разумеется, одобрить или, наоборот, отвергнуть эти цели. Тем не менее разработка целей входит в обязанности менеджера (в сущности, это его первейшая обязанность). А значит, что менеджер должен высшие цели организации.

Разбираются два способа управления – через принуждение и через измерение эффективности(самоконтроля). Одно из важнейших преимуществ управления на основе поставленных целей заключается в том, что оно позволяет нам вместо управления через принуждение применять управление с помощью самоконтроля. Самоконтроль сильнейший механизм и он работает только тогда когда есть цели. Имея цели можно, если не количественно, то качественно измерить эффективность подразделения. Тут нужно заметить, что когда отчеты, получившиеся в ходе оценки эффективности, используются внутри подразделения, они являются дополнительным мотивирующим фактором. Если же эти отчеты используются руководством выше, то наоборот.

Отчеты отчетами, но их не должно быть много. Есть множество примеров, когда менеджер занят львиную долю своего времени составлением отчетов.

На  управление  людьми  и  принятие  кадровых  решений  руководители  затрачивают  больше времени, чем на выполнение всех остальных своих обязанностей.

В кадровом вопросе выделены базовые принципы:

  1. Если человеку поручена работа, с которой он не справляется, – значит ошибку совершил руководитель
  2. Работник должен верить и доверять своему руководителю. Долг руководителя – гарантировать эффективную работу своих подчиненных
  3. Кадровые решения определяют потенциал организации, поэтому им следует уделять приоритетное влияние
  4. Нельзя назначать новичков на ключевые должности

Подробно и с примерами рассматриваются предпринимательские стратегии: “Блицкриг”, “Удар в спину”, “Творческая имитация”…

comments powered by HyperComments