П. Друкер. Энциклопедия менеджмента. Общество.

П. Друкер. Энциклопедия менеджмента. Общество.

Это заметки и местами «вырезки» из первой части книги П. Друкера «Энциклопедия Менеджмента».

Если смотреть на общество конца XIX века и  начала XX века, то можно сказать, что самыми многочисленными представители были крестьяне и домашняя прислуга. В то же время, в начале XX века, начал доминировать новый класс,так называемые «синие воротнички» — производственные рабочие. В середине XX столетия промышленные рабочие в каждой развитой стране (в том числе и в коммунистических странах) превратились в крупнейшую самостоятельную группу. Они стали в высшей степени респектабельны. Однако в 1990 году работники физического труда и их профсоюзы были вынуждены перейти в глухую оборону. Они начали неуклонно сокращаться количественно.Создается впечатление, что работники физического труда в производственных отраслях и их профсоюзы идут тем путем, который уже прошли фермеры. «Класс», который пришел на смену промышленным рабочим, стал для них серьезным вызовом. Самой молодой доминантной группой становятся работники умственного труда.

Они составляют не меньше трети трудоспособного населения  Соединенных Штатов  Америки, т.е. примерно такую же долю, какую составляли в лучшие годы промышленные рабочие (за исключением военного времени). Труд большинства работников умственного труда оплачивается не хуже, а нередко даже и лучше, чем труд работников физического труда. А новые рабочие места предоставляют им намного лучшие возможности.

Работники умственного труда в обществе знаний будут в меньшинстве. Но во многих странах —скорее всего, в большинстве развитых стран —они окажутся крупнейшей самостоятельной группой населения (в том числе и трудоспособного населения). Даже если другие группы превзойдут их по численности, работники умственного труда будут определять характер и социальный профиль зарождающегося общества знаний. Они не могут быть правящим классом, но они уже стали лидирующим классом общества знаний. А по своим характеристикам, социальному положению, по своим ценностям и ожиданиям они фундаментально отличаются от любой другой группы в истории, которая когда-либо занимала лидирующие (не говоря уж о доминирующих) позиции в обществе.

Общество знаний неизбежно станет намного более конкурентным, чем любое другое общество за всю историю человечества. Причина проста: после того как знания станут доступными для всех и каждого, уже не будет оправдания плохой работе. Не будет места «бедным» странам. Останутся только невежественные страны. То же самое будет относиться и к отдельным компаниям, отдельным отраслям и отдельным организациям любого типа. То же самое будет относиться и к отдельным людям.

Работники умственного труда в силу необходимости станут узкими специалистами: эти люди будут работать в составе той или иной организации. Сами по себе специализированные знания не в состоянии дать конкретных результатов. Работа хирурга не принесет желаемого результата, если не будет поставлен правильный диагноз, а это, вообще говоря, не входит в обязанности хирурга и даже не относится к его компетенции. Исследователи рынка, сами по себе, не производят ничего, кроме данных. Чтобы преобразовать эти данные в информацию —не говоря уж о том, чтобы обеспечить их эффективность в деятельности, связанной с использованием знаний, —требуются специалисты по маркетингу, специалисты-производственники и специалисты по обслуживанию.

Поскольку общество знаний по необходимости должно быть обществом организаций, его центральным и особым органом будет менеджмент.

Ни одна организация не может обойтись без менеджмента, без управления —независимо от того, использует ли она этот термин. Все менеджеры занимаются, в принципе, одним и тем же, к какому бы типу их организация ни относилась. Всем им приходится собирать воедино  разных людей, обладающих особыми знаниями,  обеспечивая  их  совместную  организованную  производительную  деятельность.  Всем  им приходится  думать  над  тем,  как  с  максимальной  эффективностью  использовать  сильные  стороны своих работников и как нейтрализовать их недостатки.

Эффективный менеджмент предполагает наличие органа, который должен продумывать стратегии, т.е. средства, с помощью которых цели данной организации воплощаются в конкретные результаты. Менеджеры должны определить ценности своей организации, систему взысканий и поощрений, должны выработать дух организации и ее культуру. Для всего этого менеджерам требуется не только знание менеджмента как самостоятельной дисциплины, но и знание и понимание самой организации, ее целей, ценностей, окружения и рынков, ее базовых компетенций.

Сущность менеджмента заключается в том, чтобы сделать знания производительной силой. Иными словами, менеджмент представляет собой социальную функцию. А с точки зрения практики, менеджмент относится к гуманитарным дисциплинам.

 

comments powered by HyperComments